?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

benzin
Очень часто приходится слышать от разных людей:"Нефть подешевела в 2 раза, а бензин дорожает!" И объяснение этому находят самые разные, от простой жадности бензиновых магнатов до сырьевой направленности экономики России. А в чём же реальная причина того, что "при падении цены на нефть на мировых рынках почти в два раза топливо внутри страны дешевле не становится"?


В голове среднего обывателя имеется простая картинка ценообразования бензина: купили нефть, перегнали в бензин, наценили, продали. И когда по телевизору говорят, что "нефть подешевела", а на АЗС он видит неуклонный рост цен, то это часто рождает подобное народное творчество.
w14b44hi5e5h

Да что там обыватели. У нас и Президент иногда может нечто эдакое ввернуть!



Так в чём же реальная причина? Давайте разбираться.

   Во-первых, смешно сравнивать удешевление цены нефти, выраженное в долларах США и стоимость бензина в рублях РФ при том, что соотношение стоимости этих валют тоже изменилось почти в 2 раза.

   Во-вторых, никто из обывателей вообще не представляет сколько стоит нефть на внутреннем рынке. Все знают сколько она стоит "по телевизору" в долларах и за баррель, а в России её если и продают, то в рублях и за тонну.

Как показал мониторинг Рейтер, стоимость за­падносибирской нефти на январь в среднем со­ставила 14,1 тыс. руб./т – похожая цена на сырье на российском рынке сложилась в июне прошлого года, когда корзина Brent была вдвое дороже, но и курс рубля – выше.

   В-третьих, хоть бензин пока делают и из нефти, его стоимость — не единственное из чего формируется стоимость бензина. Разные эксперты приводят немного разные стуктуры стоимости, что объяснимо изменениями стоимости различных составляющих с течением времени и немного разнящейся структурой у разных производителей. Надо отметить, что большую часть бензина вырабатывают сами же нефтедобывающие компании на своих НПЗ.

benzin02

    Стоимость нефти, а также добавкок и присадок составляет около 40% конечной стоимости бензина. Стоимость непосредственно добычи нефти в цене топлива составляет 6-7%.

    Затраты на переработку 6-7%.

    Транспортные расходы (транспортировка нефти и готового бензина) составляют существенные 16-17%.

    Общая маржа по всей производственной цепочке по разным данным 16-23%, что на первый взгляд очень неплохо по сравнению с рентабельностью остальных секторов экономики, но надо понимать, что она распределена по всем этапам производства:  добыча, переработка, хранение, перепродажа и собственно реализация на АЗС.

     В стоимости бензина 50-60% составляют фискальные сборы: налоги и акцизы. Например, по данным Forbes в 2012 году в Роснефти эта доля была 56%. И если НДС и налог на прибыль зависят от отпускной стоимости бензина, то  акциз фиксирован, а налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ, входит в стоимость нефти) зависит напрямую от стоимости нефти на внешних рынках.

    В-четвертых, с 2014 года у нас в стране введен "налоговый маневр", подразумевающий постепенное снижение экспортной пошлины (и, соответсвенно, стимуляцию роста внутренней цены нефти при прочих равных условиях) и увеличение НДПИ (автоматический рост общей себестоимости добычи нефти). Кроме того, он предполагат снижение экспортных пошлина на светлые нефтепродукты, ещё более значительное чем снижение пошлин на нефть.

    В-пятых, надо учесть достаточно высокий уровень закредитованности отечественных нефтяных компаний в иностранной валюте, так как наш родной ЦБ не считает себя должным создавать инвестиции в собственной экономике и роль федерального обменного пункта его вполне устраивает. Валютные кредиты предполагают валютные доходы, а падение внутренних цен на нефтепродукты в долларовом выражении при наличии давления со стороны государственных структур, направленного на сдерживание роста внутренних цен, ведёт к желанию добытчиков и переработчиков продать свой товар за границу, что уменьшает предложение на внутреннем рынке и способствует росту цен.

    В результате в январе 2015 года мы фактически имеем рост экспорта нефти на 8,5% (а говорят, что спрос падает!) по сравнению с январем прошлого года и рост экспорта бензина на 5,5%. Кроме того, сокращается переработка: из-за высокой цены на нефть и падения маржи закупку сырья на ян­варь снизили Краснодарский, Ильский, Анти­пинский НПЗ, Орскнефтеоргсинтез и некоторые другие. Вероятно, в ближайшее время нас ждет рост цен на бензин или его дефицит, а возможно, всё это вместе, если, конечно, кризисные явления в экономике не обвалят спрос окончательно.
 

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
mkarev
Mar. 14th, 2015 07:21 pm (UTC)
Хороший анализ, очень наглядно и доходчиво.
Видел картинку от ОПЕК, аналогично разбивка цены на бензин на долю нефти, переработки и налогов.
Самая большие налоги в Англии и Италии, а самые маленькие США. Так что мы тут не самые жадные)
grandit
Mar. 15th, 2015 02:09 am (UTC)
< а самые маленькие США
Доля собственных налогов в цене бензина в США составляет около 12%. Но речь идет о розничных налогах – у нас доля акциза на бензин в конечной цене сопоставима. Зато более 70% в структуре цены бензина в США занимает стоимость покупной нефти, большинство которой покупается на мировом рынке, и в цену которой входят всевозможные НДПИ и экспортные пошлины, взимаемые в странах-производителях. Если в этих 70% выделить налоговую составляющую, собираемую не в США, а в странах — экспортерах нефти, то получится, что доля налогов в цене бензина на американском рынке превысит стандартные 50%.
Причём резкий рост добычи "сланцевой" нефти в США не меняет ситуацию кардинально, так как пресловутая сланцевая нефть в большинстве своём относится к более легким сортам нефти, чем та на которую расчитаны их НПЗ. Это объясняет почему при постоянно растущих запасах нефти и скором окончании свободного места в них США продолжают импортировать нефть огромными темпами. В хранилищах накапливается в первую очередь та часть самых легких сорта, которая не находит применения в промышленности США. По этой же причине нефтянники проталкивают отмену запрета экспорта нефти. Не нужно США сейчас столько "сланцевой" нефти, сколько они добывают. Им нужны и другие, более тяжелые, сорта тоже.
mkarev
Mar. 15th, 2015 02:28 pm (UTC)
Понятно, спасибо. Правда чужие налоги считать в закупленном продукте не очень корректно, они у всех разные, проще исходить из покупной цены, как обычно себестоимость считают.
А вот насчёт растущего импорта нефти в США, это интересно, я этот момент упустил. Хотя получается очень нетривиальная ситуация: с одной стороны спрос со стороны США на нефть не падает, а растёт. Внутренняя добыча сланцевой нефти идет фактически про запас, то есть в производство нефтепродуктов она не попадает. Получается спрос не падает, а производство не растёт - цены валят искусственно, и всё это понимают и продолжают говорить о рынке?
grandit
Mar. 15th, 2015 02:56 pm (UTC)
>насчёт растущего импорта нефти в США
Я такого не писал. Он снижается, но сильно медленнее чем растет добыча в самих США.
Вот тут данные по импорту
http://www.eia.gov/dnav/pet/pet_move_impcus_a2_nus_epc0_im0_mbbl_m.htm
Просто большая часть "сланцевой" нефти, которую они у себя добывают, не подходит для их НПЗ. Вероятно используется в химической промышленности, но самим США её столько пока не переварить.

>Получается спрос не падает, а производство не растёт - цены валят искусственно, и всё это понимают и продолжают говорить о рынке?
Цена формируется на бирже. Растущие запасы - отличный способ обвалить цены.
mkarev
Mar. 15th, 2015 07:25 pm (UTC)
Прошу прощения, неверно понял фразу "продолжают импортировать нефть огромными темпами". А сайт EIA периодически читаю, правда в части добычи, про импорт совсем из головы вылетело. Спасибо!
musa_rvs
Mar. 15th, 2015 12:09 pm (UTC)
Похоже дешевого бензина не видать
mkarev
Mar. 15th, 2015 02:28 pm (UTC)
Это единственное, что волнует граждан?
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

grandit
grandit

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
газета Суть времени




Powered by LiveJournal.com