grandit (grandit) wrote,
grandit
grandit

Опять про бензин или "неуступчивые белоруссы"

zapravka
    Буквально два дня назад писал о том, что благодаря всяческим "маневрам" правительства стала падать нефтепереработка в России и вырос экспорт нефтепродуктов. Нефтепереработчики, особенно независимые не считают рентабельным производство бензина с последующей его продажей на внутреннем рынке. Сегодняшние новостные ленты запестрели заголовками "Белоруссия отказывается поставлять в РФ нефтепродукты в согласованных объемах." Чем это грозит?


   Россия поставляет Белоруссии нефть беспошлинно, а Белоруссия взамен поставляет беспошлинно часть нефтепродуктов. Показатели согласовываются ежегодно, план на 2015 год — 23 миллиона тонн нефти и 1,8 миллиона тонн бензина соответственно.
По данным Thomson Reuters Kortes, 12 марта, тонна бензина Аи-92 на Московском НПЗ с поставкой на российском рынке стоила 34 350 рублей, а экспортный паритет, то есть стоимость того же товара при его продаже за границу за вычетом экспортной пошлины и транспортных расходов,  — 41 239 рублей, то есть на 20% больше. Белорусские НПЗ предлагают бензин Аи-92 на российских биржах по 40-41 тысяче рублей за тонну и он, естественно, спросом не пользуется.

В России правительство не позволяет резко расти цене на бензин и другие нефтепродукты, это чревато не только политическими проблемами, но усугублением экономического кризиса: вот-вот начнется посевная кампаний на юге России, и резкий рост цен на топливо поставит под сомнение будущий урожай.

При этом стоит понимать, что белорусский бензин — не основа всей российской экономики. В год на российских НПЗ производится примерно 37 млн тонн высокооктанового бензина и почти все топливо продается на внутреннем рынке. Из Белоруссии, по плану, должно завозиться не более 1,8 млн тонн, то есть объем белорусского бензина на российском рынке — менее 5%.

Проблема, однако, в том, что рынок бензина в России очень чувствителен к малейшим изменениям из-за того, что баланс на нем поддерживается с большим трудом. В 2014 году в стране чуть не начался бензиновый кризис после аварии на Ачинском НПЗ и вывода некоторых других заводов из строя на плановый ремонт. Вдобавок ко всему, согласно статистике, ежегодно спрос на бензин в стране растет примерно на 3%, исправить ситуацию может, разве что, спад в экономике, который всегда приводит к сокращению использования автотранспорта как коммерческими компаниями, так и частными лицами.

naftan1_1426509345.jpg.600x450_q85
По данным Минэнерго, в январе-феврале Россия импортировала из Белоруссии около 142 тысяч тонн автомобильного бензина, а годом ранее — 244 тысячи тонн.
Поставки бензинов из Беларуси в Россию осуществляются согласно действующим договоренностям. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщил представитель ЗАО "Белорусская нефтяная компания", отвечая на вопрос, намерена ли Беларусь изменить планы в части поставок нефтепродуктов в соседнюю страну.
    "Поставки будут продолжаться в плановом порядке", - заверил представитель БНК и выразил удовлетворение ходом поставок в январе-феврале текущего года. При этом собеседник БЕЛТА отметил, что белорусская сторона действует в постоянном контакте с российскими партнерами.

    То есть на самом деле поставки бензина из Белоруссии идут, но низкими темпами. Основная проблема состоит в том, что в результате "налогового маневра" вывозная таможенная пошлина на бензин упала настолько, что цена бензина на внутрироссийском рынке оказалась ниже на 20% чем та, которую можно получить за вычетом всех расходов и пошлин при экспорте за рубеж. Кроме того в результате увеличения НДПИ выросла внутрироссийская цена нефти, что увеличивает издержки НПЗ. Но власти не могут позволить резкий рост цен и включают административные внеэкономические меры для оказания давления на отечественных нефтепереработчиков.

    Если надавить на отечественные НПЗ и заставить их продавать бензин дешевле пока получается, но всё хуже и хуже (с середины февраля бензин Аи-92 подорожал на бирже  от 6,5 до 14%,  в зависимости от региона), то белорусские НПЗ не хотят играть на таких условиях. С учётом последовавшего в начале года снижения производства бензина внутри страны и увеличения его экспорта очередной бензиновый кризис не за горами, если конечно "исправить ситуацию не поможет" общий кризис отечественной экономики.



Tags: Белоруссия, Россия, Экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments